«Человек, однажды испытавший чувство полета,
обречен всю жизнь c тоской смотреть в небо».
Леонардо Да Винчи.
Птиц они называют натуралами.
Безобидное в быту пожелание «Синего неба, попутного ветра и чтобы все у вас сложилось» - звучит для них страшным проклятием. Потому что синее небо часто означает отсутствие восходящих потоков, попутный ветер – значит дуть будет со склона, а им для взлета нужен встречный ветер в склон, т.к. стартуют всегда против ветра, а уходят на маршрут по нему. Ну а складываются у них конечно крылья, в полете, частично или полностью.
Самые дорогие для них фотографии – это снимки собственных ботинок в полете на фоне полей, городов, озер, облаков и гор. Или паутина бабьего лета на стропах, блестящая на солнце миллиардом серебряных ниточек.
Свои крылья они нежно именуют тряпочками, а себя иногда самокритично – прокладкой между крылом и подвеской.
В их рядах мало пилотесс, к ним относятся особо бережно и говорят, что их нужно экономить.
В украинском варианте слово «парить» звучит как «ширятися», что в эйфорическом последствии очень сходно по воздействию на организм.
Первый вопрос, который они задают в ответ на требующее помощи сообщение жены о том, что квартиру затопили соседи сверху, - не намок ли купол. После чего жена не разговаривает неделю – «и снова не женат».
У них существует безотказно действующая примета. Если предстоит пролететь хороший маршрут – значит улетишь без чего-то очень нужного и важного. Без денег на обратную дорогу, и будешь проситься у тетеньки кондуктора забрать тебя несчастного, без мобильного телефона, чтобы вызвать подбор, в шортах и майке, чтобы жутко мерзнуть весь полет, или с севшими батарейками в приборах, которые откажут ровно через 15 минут после взлета.
Они готовы, внезапно срываясь с места, накатывать сотни и сотни километров в поисках нужного ветра, чтобы полетать пару часов. Они готовы часами париться на солнце в теплой одежде в 30 градусную жару, сидя на страте в полной боевой готовности, жадно всматриваясь в небо в ожидании пыха (зарождающегося облака) и готовые в любую секунду сорваться в ТОТ, ТОТ САМЫЙ поток, который унесет их далеко от земли.
Когда они слышат на вариометре +2, +3, им сносит голову, и они уже не боятся получить «Боингом» по лицу, вторгаясь в их воздушные коридоры. Только потом с ужасом рассказывают, что видели под собой или рядом самолет и даже выражение лица пилота за штурвалом, клянутся больше там не летать, и летят снова.
Их посадки и возвращения бывают подчас интереснее самих полетов.
Своим внезапным появлением среди вспаханных полей они шокируют жителей глухих сел и деревень, их коров и собак. Идет к тебе через поле древняя старушка, широко смеясь во все оставшиеся десять зубов: «Дід побачив, що ви падаєте, кінув корову і побіг ховатись в хату. Думав, що війна”. А в другой раз такая же старушка на вопрос о твоем местонахождении уже шокирует тебя, выдав точные координаты долготы и широты. «Не дивуйся синку, я тут всю війну відьмою пролітала”. «Ночные ведьмы» - так назывался женский летный батальон во время Великой Отечественной, наводивший немалый ужас на фашистов.
У них иногда возникают проблемы с сельским населением, у которого кони боятся больших птиц и отказываются пахать.
Они могут совершать рискованные посадки в чьи-то сельские дворы, за неимением другого места, пробежавшись перед этим по крыше дома, вогнав в смертельный ужас Шарика, заливающегося лаем в углу своей будки, накрытой шуршащим крылом, и запутавшись стропами в ветвях нежно любимой хозяевами яблони.
Часто не верят, что они прилетели за много километров и пытаются высмотреть в небе тот вражеский самолет, из которого их выбросили. А потом везут этого пилота на, может быть, единственной с селе старенькой «Победе» на ближайшую станцию, притормаживая перед односельчанами и с гордым видом оповещая их в окно: «Ото бачиш, парашутиста везу. В мене в городі сів!»
Но бывает и по другому. Приходится идти много километров пешком с тяжелым рюкзаком, выбираясь из полей и ненаселенки, умирая от жажды.
Или, увлекшись полетом, перелететь границу, спохватившись уже на территории другого государства, а опомнившись, пытаться пробиться против ветра на свою территорию, надеясь убежать от пограничников, уже преследующих по земле. Потом провести несколько часов на КПП под угрозой поиска наркотиков в труднодоступных местах человеческого тела.
Событие, которое долго и увлеченно обсуждают, - это как кому удалось сходить в воздухе в туалет. Неуверенные в своих акробатических способностях берут с собой в полет памперс.
Ну а событие, которое они запоминают на всю жизнь, - это их первый маршрутный полет.
Про свой самый первый маршрут писать не хотелось. Длился он недолго, всего минут 20-30, пролетела всего 7 км, да и поднялась невысоко, максимальный набор был 530 м. Хотя при тех погодных условиях и это было неплохо. Но только я стала входить во вкус, как все и закончилось. И вместо восторга от первого маршрутного полета у меня было состояние ребенка, которому дали лизнуть леденец на палочке и тут же отобрали.
Это был еще не тот маршрут, к которому я так стремилась и так упорно работала, учась обрабатывать термики, вываливалась из них и, закусив губу, смотрела, как крутые перцы уходят на маршрут, а я все еще остаюсь на земле. А ведь такой поток, в котором можно подняться высоко, приходит всего пару раз на день, а то и всего один, и его нужно не упустить.
И вот наконец сбылось то, о чем грезилось так долго. Наконец я ощутила этот кайф, когда ты ловишь долгожданный термик, кладешь параплан в спираль, вариометр радостно отпискивает сотни и сотни метров набора, и могучая сила уносит тебя все дальше от земли. В этот поток нас прыгнуло человек 15, но на маршрут мы ушли вдевятером. Остальные просыпались вниз. Этим караваном мы летели километров 20, разлетаясь в поисках восходящих потоков и слетаясь к тому, кто находил его первым, или к тому, у кого он был мощнее. И как приятно было находить эти потоки самой и видеть, как и ко мне тоже мчатся более опытные пилоты, и начинают крутить подо мной. Дальше держаться группой было сложно, и мы разлетелись каждый своей дорогой. Летела я в среднем на высоте 1300 - 1500 м, теряя по 500 - 700 метров на переходах и снова набирая их под очередным облаком. Там действительно очень холодно. При температуре на земле градусов 27, на высоте меня в термобелье и мембране бил озноб, погреться удавалось только на переходах между облаками, когда теряла высоту. Пролетела я тогда по прямой 33 км, время в полете было 2 ч 30 мин, максимальный набор высоты 1618 м.
Но больше всего запомнилось близкое знакомство с облаками. Когда ты рядом с ними, они совсем не так воспринимаются, как с земли - беленькие пушистенькие безобидные качанчики цветной капусты. Когда ты выбираешь под самую базу - прямо у себя над головой ты видишь те вихри, которые бушуют в облаке, и когда ты приближаешься к ним слишком близко, они начинают дарить твоему крылу ассиметрички и угрожать задним свалом. И ты понимаешь, что дальше с этим облаком тебе уже не по пути, пора становиться на переход. И ты давишь на акселератор, выжимая максимальную скорость из крыла, и спешишь к уже облюбованному следующему облаку, выбирая, с какой стороны к нему лучше подобраться. И вот обиженный вой вариометра сменяется радостным пи-пи-пи, ты снова ложишься в спираль и замираешь от удовольствия, видя новые сотни метров на показаниях прибора. И небо ласково с тобой, наверху не колбасит так, как у земли, ты чувствуешь себя там спокойно и безопасно.
Когда я приземлилась, из ближайшего села ко мне примчались ребятишки. Они издалека увидели меня, и для них это было целое событие. Думали, что я парашютист и меня сбросили с самолета. Они помогли сложить крыло, подтащить его к дороге, определить по карте мое местонахождение и очень увлеченно обо всем расспрашивали.
А потом за нами пришла машина подбора. В радиусе 15 километров нас приземлилось 5 человек. Начались перезвоны и поиски друг друга. 7 человек и 5 парапланов. Даже для джипа это много. Мы ехали в невообразимых позах, закусив коленки или присосавшись присосками к потолку, счастливые и пьяные от полета и пива, дружно вскрикивая на ухабах. За рулем - такой же пьяный и веселый пилот, который несколько раз чуть не улетел в кювет на узкой и извилистой проселочной дороге, когда выворачивал шею, завидев перспективную горку и забывая о дороге. Только наши испуганные вопли возвращали его в реальность. И конечно на дороге нам встретились гаишники. Завидев их, мы безуспешно попытались слиться с обшивкой джипа, а водитель удрученно упомянул про свой перегар. Но каким-то чудом нас пронесло - не остановили.
Общаясь вечером с одним из пилотов, мы все пытались понять, почему в небе мы никак не можем уловить то чувство полета, которое себе представляли, сидя на земле. Что вот… я буду лететь… а подо мной будет проплывать земля… И тут я поняла, что ТАМ я напрочь забываю о земле! Я уже живу в новой среде обитания, в прекрасной голубой дымке и моей дорогой становятся облака! А на землю я поглядываю лишь иногда, как на карту в большом масштабе, чтобы ориентироваться в направлении полета. И землю ты встречаешь скорее как неприятное недоразумение, когда понимаешь, что очередной поток ты не нашел и нужно искать место для посадки.
Что же так пьянит нам головы и лишает нас покоя? Это чувство какой-то особой безграничной СВОБОДЫ, чувство гармонии с небом, с этим особым и дотоле неизведанным миром! И эта голубая дымка стоит перед глазами, и ты уже ни о чем больше не можешь думать, как только слиться с ней снова…
среда, 2 мая 2007 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
2 комментария:
Олюшка, СУПЕР!!!
Пиши, все так, все именно так...
2 часа утра. Ирак. Читаю про Карелию. До этого - про Индию. Страшно захотелось домой, в Киев. А еще и в Индию,и в Карелию. И дом построить своими руками. И жить такими ощущениями, как Оля. Не получится, конечно, но попробовать хотя бы. Оля, спасибо за все эти ощущения. Пора книги писать. За популярность даже не беспокойся. Куда дальше планируем?
Отправить комментарий